
Родионова Ж.Ф.
Карта рельефа поверхностей спутников Марса, составлена студенткой Марией Шибановой по данным КА «Марс-Экспресс» и «Викинг» под редакцией к.т.н. Лазарева Е.Н. и к.ф.-м.н. Родионовой Ж.Ф. Благодаря удачно подобранной шкале высот карта наглядно передает особенности строения поверхностей этих спутников. Названия форм рельефа приведены на двух языках латинском и русском. Карта издана в октябре 2011г. небольшим тиражом. Ознакомиться с картой можно в библиотеке ГАИШ.
Международный астрономический союз 28 июля 2011 г. утвердил новые названия на спутнике Марса — Фобосе. Два кратера были названы в честь астрономов Шкловского и Эпика. Новые имена получили также два участка поверхности: Область Лапута и Равнина Лагадо, названные по имени летающего острова Лапута и столицы Лагадо королевства Бальнибарби, описанных в замечательном сатирическом романе Джонатана Свифта (1667- 1745) «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».
Роман впервые был опубликован в 1726 году (анонимно как и другие произведения Свифта). В третьей части книги, названной «Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глабдобриб и Японию» Свифт описывает летающий остров Лапуту, на котором находился король и его приближенные: « Большинство лапутян, особенно те, кто занимается астрономией, верят в астрологию, хотя и стыдятся открыто признаться в этом. Лапутяне вечно пребывают в тревоге…Больше всего пугает их возможность перемен в небесных светилах…Эти ученые большую часть своей жизни проводят в наблюдениях за движениями небесных светил. Здешние телескопы по своим качествам значительно превосходят наши. Самые большие из них не превосходят трех футов, однако они гораздо сильнее наших сто футовых телескопов. Это преимущество позволило лапутянам в своих открытиях оставить далеко позади наших европейских астрономов. Так ими составлен каталог двухсот тысяч неподвижных звезд, между тем, как самый обширный из наших каталогов содержит не более одной трети этого числа. Кроме того они открыли две маленькие звезды, или два спутника, обращающихся около Марса. Ближайший из них удален от центра этой планеты на расстояние, равное трем ее диаметрам, второй находится от нее на расстоянии пяти таких же диаметров».
Таким образом, лапутяне открыли спутники Марса за 150 лет до того, как американский астроном Асаф Холл (1829-1907) обнаружил их на Морской обсерватории США в 1877 году. Самому большому кратеру на Фобосе диаметром 9 км МАС присвоил имя жены Холла — Стикни, так как известно, что именно она поддерживала его и уговорила пойти наблюдать в ненастную погоду 16 августа 1877 г. В этот день был открыт Деймос, а в следующий — Фобос. Названия для спутников предложил англичанин Генри Мадан — преподаватель колледжа. А.Холл выбрал эти названия из нескольких предложений. Это имена сыновей древнегреческих богов Ареса (Марса) и Афродиты (Венеры). Фобос означает «страх», а Деймос — «ужас».
В 1959 году И. Шкловский предположил на основании имеющихся в то время данных о плотности Фобоса, что Фобос может оказаться полой стальной сферой, то есть искусственным спутником, оговорив, что если результаты определения плотности ошибочны, то гипотеза о пустом Фобосе не будет иметь научного основания. Известный эстонский астрофизик Эрнст Эпик, именем которого также был назван кратер на Фобосе, первым поддержал И.Шкловского. Некоторые кратеры на Фобосе названы именами персонажей «Путешествий Гулливера»: Грильдриг, Гулливер, Дренло, Клестрил Скайреш, Рельдрессел, Флимнап.
В юго-восточной части Равнины Лагадо намечено место посадки автоматической станции «Фобос-Грунт», запуск которой намечен на ноябрь 2011 г. Интересно, что Свифт, описывает ученых Великой академии в Лагадо как фантазеров, занимающихся разработкой абсурдных проектов. Например, изготовлением пряжи из паутины или извлечением солнечной энергии из огурцов и т. д.